Хорошая статейка по описаниям и иже с ними. Если опустить все, нас не касающееся, то найдется много полезного.
"Описания" Ирина Сербжинская
Дорогие студенты, сегодня у нас очередная лекция и называться она будет так: «Глава. Описания».
Говоря об описаниях, я не имею в виду описание внешности, этим мы займемся чуть позже.
Предваряя разговор, хочу сказать следующее: я прошлась по вашим Рабочим тетрадям и отметила, что некоторые из вас творчески переработали прологи и первые главы своих текстов, то есть, применили на практике полученные знания. Молодцы! Это очень приятно видеть и это полностью ваша заслуга и заслуга тех профессоров, что работают с вами в Рабочих тетрадях.
Теперь переходим к теме лекции.
Главы - это те «кирпичики», из которых мы строим наш текст. Хотя, некоторые авторы пишут сплошным потоком (Маркес «Сто лет одиночества»), большинство все же предпочитает разбивать сплошной текст на главы. Во-первых, так проще самому автору, а во-вторых, легче читателю: создается ритм произведения.
Какой по объему быть главе - решает сам автор, лично я стараюсь, чтоб она была не меньше авторского листа. Мы с вами в предыдущих лекциях уже говорили о том, как строится текст и самые прилежные из вас, конечно же, уже проверили собственные тексты - присутствуют ли там такие обязательные вещи, как завязка, развитие, кульминация, развязка. Глава строится примерно так же, как и весь текст: в главе тоже обязательно должна присутствовать и завязка, и развитие, и кульминация и развязка. То есть, это как бы весь тест в миниатюре, небольшая история, которая умещается в одной главе. Здесь необходимо сделать одну маленькую поправку: мы говорим о главе, а не обо всем тексте. Поэтому развязка в главе часто играет роль мостика к следующим главам.
Чтобы заинтересовать и удержать читателя, желательно, чтобы в каждой главе было какое-нибудь яркое, интересное событие, острый момент или смешная сцена.
В одном из интервью, рассказывая о своем творчестве, Стругацкие сказали следующее:
«Мы стремились на каждой странице забивать два-три «гвоздика» - это могли быть какие-нибудь хохмы или редкие обороты речи, или, скажем, неожиданные эпитеты, - словом, нечто такое, за что цепляется внимание читателя».
Удержать интерес читателя, конечно, нелегко, поэтому в каждой главе должно быть что-то особенное: поворот сюжета, смешная сцена (но имейте в виду, она должна быть к месту) или событие - судьбоносное для героев и совершенно неожиданное для читателя.
Вообще, когда динамичная глава сменяется статичной, опытный автор часто добавляет юмора - чтобы удержать читательский интерес. Действие снова пошло вскачь - юмор исчезает, в нем уже нет большой нужды, читатель получает другое - драки, погони, интриги и прочее.
Возьмем для примера небольшую, блестяще написанную повесть Бориса Акунина «Пиковый валет» и проследим, что замечательного происходит в каждой главе, за счет чего удерживается интерес?
В этом произведении рассказ ведется от лица двух главных героев: Анисия, бывшего полицейского агента, ныне разжалованного в рассыльные и Момуса, мошенника, ухитрившегося оставить в дураках самого Фандорина. Анисий и Момус, чередуясь, ведут повествование. В первой же главе читателю подкидывается «наживка» - Момус провернул грандиозную аферу, князь Долгорукий поручает Фандорину изловить мошенника и начинается интрига - кто кого?
Во второй главе - «гвоздик», крючок, на который клюнет читатель: мы узнаем, что Момус, не подозревая об охоте на него, задумал новую аферу.
Третья глава - и снова «гвоздик» - Фандорин практически поймал мошенника, но тот уходит у него прямо из-под носа. Четвертая глава - неожиданный поворот - Момус начинает свою игру против Фандорина: остроумную и веселую, и читатель уже не может оторваться от книги до последней главы, до того самого момента, когда Фандорин, поймав Момуса, вдруг отпускает его. Я советую вам прочитать эту повесть - она небольшая по объему - и не просто прочитать, а проследить наличие на каждой странице «гвоздиков», заботливо забитых автором.
Подумайте, за счет чего удается писателю зацепить читателя в самом начале и не упустить до последней страницы.
Теперь откройте ваше любимое произведение, прочитайте главу и постарайтесь понять, как она построена. Где завязка? Как идет развитие? Где кульминация? Посмотрите в свои тексты: по какому принципу вы разделили его на главы?
Еще раз проверьте каждую главу - есть ли у вас эти самые «гвоздики»? Если нет - берите молоток и забивайте. Это потребует времени, размышлений, придется поломать голову, придумывая «гвоздики», но именно это заставит читателя перевернуть следующую страницу вашего текста, чтобы узнать, что произойдет дальше.
Теперь давайте поговорим о такой важной вещи, как описание. Согласитесь, работая над текстом, без описания обойтись трудно. Все вы писали в школе сочинения, так что, подумав немного, каждый из вас в состоянии описать выдуманный вами мир или интерьер, в котором разворачивается действие: трактир, замок, дворец или хижину. Вся проблема в том, будет ли это описание достоверным, увидит ли читатель то, что видели вы, когда писали. Постарайтесь не растягивать описание пейзажа - высока вероятность, что читатель просто перевернет страницу, пропустив кусок текста. Давайте поучимся делать описание компактно: для создания пейзажа достаточно двух-четырех деталей, дающих точки привязки читателю, а уж читатель ассоциативно домыслит остальное. Уместите описание в два-три абзаца, это гораздо труднее, чем посвятить ему страницу-другую, потому что придется сидеть и думать, какими словами описать, к примеру, осеннюю погоду:
«Ветер ласково играл с островом примерно с неделю, потом наступило затишье, несколько удивительно спокойных дней, и вдруг, когда вы меньше всего ожидали, ветер вернулся снова. Но это был уже совсем другой ветер, сердитый, свистящий, ревущий ветер, который набросился на остров и хотел смести его в море. Тонкая серая пелена растянулась над землей, голубое небо исчезло. Море стало темно синим, почти черным, и покрылось белыми барашками. Кипарисы метались по небу темными маятниками, оливковые деревья (все лето такие окаменелые, такие неподвижные, будто их заколдовали) были охвачены безумием, скрипели на своих толстых, корявых стволах, шумели перламутрово зеленой листвой» - Джеральд Даррелл. Если вы прочитаете его замечательные книги, (к примеру «Моя семья и другие звери») то получите массу примеров, как можно прекрасно описывать природу.
Отлично описывает свои волшебные города Хобб Робин, я уже рекомендовала к прочтению ее «Сагу о видящих»: «Город Баккип был тогда ветреным и неуютным. Улицы были крутыми и кривыми, камни мостовой шатались и вылетали под колесами проезжающих повозок. Ветер ударил мне в ноздри непривычным запахом выброшенных на берег водорослей и рыбьей требухи, пронзительный крик чаек и других морских птиц казался некой сверхъестественной музыкой, перекрывающей ритмичный плеск волн. Город цеплялся за черные каменистые скалы, как моллюски и рачки лепятся к сваям мола, стоящего на заливе».
Хорошие описания есть у Дейва Дункана - всем, пишущим в жанре героической фентези нелишне прочитать его книги:
«До рассвета оставался час, не больше. Ветер - пережиток недавней зимы гнал по небу облака, то открывая, то закрывая луны, отчего узкие улочки то становились черными, как угольный погреб, то вновь делались такими светлыми, что можно было читать вывески, со скрипом раскачивающиеся на ветру. Над крышами из пластин сланца, над дымовыми трубами белыми зубами сверкали ледяные вершины Наршволла, на которых тут и там темнели черные языки теней. Скрежет драконьих когтей по булыжной мостовой означал, что ночной страж завершает очередной круг по спящему городу. Страж верхом на драконе медленно ехал по Торной Дороге. Ветер хлопал ставнями и завывал в дымоходах. Непроглядная тьма в очередной раз окутала Дорогу, только неверный свет фонаря падал на двери и проваливался в зияющие отверстия проулков. В просвете облаков мелькнула и снова пропала четвертая луна, Эльтиана, кроваво-красная звезда на востоке».
Традиционно, все авторам, ломающим голову над описаниями, рекомендуют читать Паустовского. Я советовала бы почитать «Мещерский край», «Золотую розу» и «Бросок на юг». Читая, хорошо бы выписывать прилагательные, которые использует Паустовский - так вы между делом составите себе словарик, который пригодится вам потом при описаниях. Тем, кто не боится трудностей и намерен учиться всерьез, вместо Паустовского советую читать Лескова. Начните с небольших вещей - «Пигмей», «Леди Макбет Мценского уезда», но сразу предупреждаю, этот писатель не из тех, чти книги можно читать в метро или между лекциями.
Не сразу, не за день-другой и даже не за месяц, ваш словарный запас начнет меняться и это, безусловно, отразится на ваших текстах.
О достоверности нужно сказать отдельно. Мы пишем о выдуманных мирах (у нас, как-никак, фантастический факультет), но, к сожалению, совершенно необязательно, что читатель нам поверит. Вы должны, во-первых, сами видеть этот мир до мелочей, а во-вторых, ухитриться так рассказать читателю, чтоб и он увидел. Лучше всего воссоздают атмосферу места детали, мелочи. Именно они сообщат читателю одну очень важную вещь: автор знает, о чем говорит. Без присутствия подробностей о наколдованном вами мире тут не обойтись. Если вы вздумали описать средневековый город, не пожалейте времени, поищите информацию в Интернете и узнайте, как выглядели эти самые города, улицы и площади. Конечно, нет смысла вставлять в текст всю найденную вами информацию, достаточно упомянуть пару-тройку живописных деталей, вроде того, что в некоторых городах богатые улицы на ночь перегораживались цепями.
Обязательно задумайтесь: какая власть в вашей стране? В средневековом городе ее можно условно разделить на административную, судебную, экономическую и военную, так что любители квестов имейте в виду: маловероятно, чтоб компания героев бродила по стране, ни разу не наткнувшись на представителя власти. Так что, как ни парадоксально, фантастическое произведение нуждается в большой доле реализма, он и создает иллюзию достоверности. Кроме основного максимума сведений, придётся придумать живописные мелочи, вроде смены караула у городских ворот или каких-нибудь местных праздников. Какие истории могут рассказывать жители о родном городе, какие сказки-легенды тут бытуют, какие есть знаменательные места, основные достопримечательности, словом, повторю еще раз: задумайтесь о достоверности выдуманного вами мира.