Домик для Луи

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Домик для Луи » Советы начинающим » Сюжет


Сюжет

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Завязка. Три слагаемых кризиса

Выдержки из книги Ивена Маршалла "Marshall's Plan for Novel Writing".
Автор вступительной статьи и перевода - Рина Грант.

   Последнее время мне довольно часто приходится обращаться к книге  американского редактора и литагента Ивена Маршалла "Marshall's Plan for Novel Writing («План Маршалла — Как написать роман»). Книжечка эта спорная, поскольку о многом автор рассуждает не с творческих позиций, а именно как литагент, чья задача — продать книгу. Вероятно, он и написал ее для того, чтобы облегчить себе самому работу с молодыми авторами. Поэтому-то он и рассуждает в основном не о художественных достоинствах произведения, а структуре (особенно на уровне сцены, которую он прагматично называет "секцией"), правильном выборе жанра и прочих вещах, которые делают произведение "читабельным". Книга как раз и рассчитана на авторов, у которых нет проблем с творчеством, а есть сложности со структурированием собственных мыслей.
   Особенно полезными мне кажутся его заметки о завязке произведения, в частности, о кризисе, с которого произведение начинается. Большинство советов Маршалла рассчитано на совсем "зеленых" авторов, но мне кажется, что даже опытным писателям не помешает иметь их перед глазами:

КРИЗИС
   1. Кризис должен отражать жанр произведения.
   Часто в наше агентство поступают рукописи, в которых кризис совершенно не соответствует жанру книги. Например, повесть для младших школьников открывается сценой, в которой на глазах у главного героя, 12-летнего мальчика, международные террористы зверски убивают отца — агента ЦРУ. В другом романе, юридическом триллере, в первой сцене от героя уходит жена — и больше никакого конфликта в книге нет. Если бы эти авторы много читали и сравнивали с прочитанными книгами свой собственный роман, они бы сразу поняли, что подобная завязка резко противоречит всем канонам избранных ими жанров.
   2. Кризис должен перевернуть жизнь героя и изменить ее в худшую сторону.
   Кризис не является кризисом, если он не разрушит естественное течение жизни героя. Если кризис недостаточно серьезный, читатель не поверит, что герой захочет с ним носиться весь роман. Запомните: вся книга должна уйти на то, чтобы преодолеть последствия кризиса! Иначе она закончится в середине, и дальше героям нечего будет делать.
   3. Кризис должен захватить ваше авторское воображение.
   Вам предстоит возиться с этой книгой около года. Если вам наскучит ее писать, то вы ее бросите на середине. Если вам наскучит ее писать, но вы ее все-таки закончите, то тогда зевать будут агенты и редакторы — прежде чем завернут вашу рукопись.
   Всё ли вам нравится в идее книги? Если не всё, определите, что именно вам не нравится, и измените эти моменты.

ЦЕЛЬ ГЕРОЯ
   Как только вы определились с кризисом, нужно решить, что ваш герой должен сделать для его преодоления. Герой должен верить в то, что его действия — единственно правильный и возможный способ выхода из кризиса. Это и есть "цель героя". И у нее есть четыре компонента:
   1. Обладание или избавление.
   Пытаясь разрешить кризис, герой должен добиваться:
   а) обладания чем-либо (человеком, предметом, информацией, идеей и проч.)
   или:
   б) избавлением от чего-либо (человека, предмета, чувства, идеи и проч.)
   Отец, пытающийся спасти похищенную дочку, ищет обладания своим ребенком. Девушка, пытающаяся выйти замуж против воли родных, ищет избавления от их гнета.

   2. Трагические последствия.
   Если герой не сумеет достичь своей цели, последствия этого будут ужасны —они разрушат всю его жизнь. У героя всё должно быть поставлено на карту. Если отец не сможет спасти дочку, он ее потеряет. Если девушка не сумеет преодолеть власть семьи, она будет несчастна всю жизнь.
   
   3. Высокие побуждения.
   Дайте вашему герою хотя бы одно высокое, достойное побуждение для борьбы за достижение цели. Читатели должны сопереживать герою, восхищаться его действиями. Для этого нужно, чтобы его побуждения находили отклик в их сердце. Вот примеры достойных, благородных побуждений:
   чувство долга 
   любовь
   честь
   достоинство
   справедливость
   товарищество
   патриотизм
   раскаяние
   самоуважение
   Детектив, раскрывающий преступление, руководствуется чувством справедливости. Мать, спасающая сына-наркомана, руководствуется любовью.
   Обратите внимание, что более мягкие побуждения, такие, как доброта или великодушие, обычно не действуют на читателя с такой же силой.
   Особо следует отметить негативные побуждения: похоть, зависть, злоба, алчность, гордыня, ненависть и жадность. Герой, действующий из негативных побуждений, называется антигероем. Создание сильного образа антигероя гораздо сложнее и требует большего писательского опыта. Также заметьте, что романы с антигероем гораздо труднее продать издателям.
   Месть также сложно сделать движущей силой произведения, потому что многим читателям трудно сопереживать герою, который весь роман пытается свести с кем-то счеты. Единственное исключение — это когда герой вынужден мстить, потому что общество не смогло призвать к ответу заслужившего наказание негодяя. Пример - фильм Death Wish, где герой сам расправляется с оставшимися безнаказанными убийцами жены.

4. Непреодолимые препятствия.
   Чтобы добиться своей цели, герой должен преодолеть невозможное. Читателю должно казаться, что достичь цели физически невозможно.
   И наконец, теперь, когда вы определились с кризисом произведения, посмотрите на него еще раз. Вдохновляет ли он вас на написание произведения? Если нет, то вот несколько способов углубить кризис:
   1. Ухудшите ситуацию. Ваша героиня, несовершеннолетняя девочка, забеременела? Пусть семья выгонит ее на улицу!
   2. Сделайте его масштабней. У вашего героя, сумасшедшего ученого, из дыры во времени вылез динозавр? Пусть все эпохи и времена вылезут все сразу и наводнят Землю!
   3. Поменяйте элементы местами с точностью до наоборот. У вас замужняя женщина обнаружила незнакомца-убийцу в своей комнате? -- Пусть она вступит с ним в борьбу и убьет его... а после обнаружит, что это и был ее муж.
   4. Поменяйте место действия. У вас король обнаружил заговор в собственном дворце? Пусть король обнаружит заговор, сидя в лагерной палатке во время войны.
   5. Соедините элементы двух разных завязок. Король, обнаруживший заговор в военном лагере, пусть объявится в лаборатории сумасшедшего путешественника во времени.
   Ни в коем случае не торопитесь, придумывая завязку вашего произведения: это фундамент, на котором вам предстоит строить роман. Плохо продуманный замысел рухнет под тяжестью наполовину дописанного произведения. А умная, мастерская завязка придаст книге силу и энергию, которых хватит до самого конца.

0

2

"Композиция" Ирина Сербжинская
   Итак, в прошлый раз мы говорили с вами о планировании и сошлись на том, что планирование – вещь, все-таки, нужная. Мы уже в общих чертах знаем, о чем пойдет речь в нашем тексте, осталось "выстроить" произведение, решить, в какой последовательности мы будем излагать придуманную историю, ведь материал нужно разместить в определенном порядке.
   Схем композиции очень много, остановимся на самой простой.
   1.Пролог. Он может быть, а может и не быть, на ваше усмотрение.
Лично я почти всегда стараюсь написать пролог - для того, чтобы заинтриговать читателя или настроить на определенный лад.
   2. Если же пролога нет, книга начинается прямо со вступления – тут читателю показывают место и время действия, знакомят с главным героем. Читатель обычно судит по книге по первым нескольким страницам, так что постарайтесь написать их как можно лучше, поместите туда что-то интересное, необыкновенное, чтобы гарантированно зацепить читателя, чтобы он сразу понял, о чем пойдет речь или, наоборот, задать загадку.
Например: «Ранним утром второго ноября со зверофермы "Мшага" бежал недопесок Наполеон Третий. Он бежал не один, а с товарищем -- голубым песцом за номером сто шестнадцать». Эту повесть Юрия Коваля «Недопесок Наполеон Третий» я настоятельно рекомендую всем к прочтению – как образец прекрасного языка, ярких диалогов и мастерски выписанных персонажей.
   Можно начать прямо с действия, как это сделал в романе «Властелин Огненных земель» Дейв Дункан: «Король едет! — Крик прокатился по залитой солнцем болотистой пустоши и почти мгновенно был подхвачен полудюжиной таких же пронзительных воплей, а также парой срывающихся баритонов. Лошади тревожно мотали мордами и взбрыкивали. Кавалькада на Блэкуотерской дороге была еще далеко, но зоркие юные глаза сумели уже разглядеть синие мундиры Королевской Гвардии». Кстати, всем, кто пишет героическое фентези, советую прочитать его роман «Золоченая цепь».
   Сама я в первом абзаце или прологе стараюсь поместить какую-то загадку, которая заставит читателя перевернуть следующую страницу. Поэтому роман «Вечный Странник» начинается так: «В один прекрасный июньский день, ровно в 12 часов пополудни системный администратор газеты "Вечерний проспект" и рекламный менеджер и журналист по совместительству отправились грабить художественный музей. Они вышли на залитый солнцем бульвар и тоскливо переглянулись. Грабить храм искусства не хотелось, но отступать было уже поздно».
   Ну, и, конечно, можно начать с пейзажа, как это сделал в романе «Пелагея и белый бульдог» Борис Акунин: «А надо вам сказать, что к яблочному Спасу, как начнет небо поворачивать с лета на осень, город наш имеет обыкновение подвергаться истинному нашествию цикад, так что ночью и захочешь спать, да не уснешь вот какие со всех сторон несутся трели, и звезды опускаются низко низко, луна же и подавно виснет чуть не над самыми колокольнями» - прекрасная стилизация под Лескова, хотя я лично начинать текст пейзажной зарисовкой не рискую – если фамилия автора не Акунин, такое начало может читателя и не заинтересовать.
   Во вступлении должна чувствоваться атмосфера книги и ее настроение – попытайтесь создать это уже с первой страницы.
   3. Теперь самое время переходить к завязке. С этого момента, с завязки сюжет начинает двигаться вперед, начинается действие. Происходит что-то такое, что изменяет или разрушает течение жизни героя – он должен что-то делать. Если вы прочитаете пару книг Джима Батчера о чародее-детективе Гарри Дрездене, то увидите, что Батчер на все это – вступление, представление героя и завязку - тратит одну-единственную главу. Причем, завязка у него обычно такая, что читатель просто не может бросить книгу, не узнав, в чем, собственно, дело.
   4. Конфликт – столкновение интересов. Наш герой не может просто пойти и что-то совершить. Кто-то должен очень сильно не хотеть этого и мешать герою изо всех сил, а герой, само собой, бороться. Опять-таки, когда будете читать Батчера, обратите внимание, сколько препятствий он ставит на пути героя, как усложняет и усложняет ситуацию, ни разу не подыгрывая своему персонажу, и когда герой, все же выходит из всех этих передряг, симпатии читателя ему обеспечены.
   5. Но конфликт все же должен быть разрешен. Кульминация, - место, где разрешается конфликт, где герой побеждает или погибает, или, как в детективах, сыщик с риском для жизни ловит преступника. Но, как вы помните, детективы на этом обычно не заканчиваются. Нужна развязка - когда читатель узнает, как детектив вычислил убийцу – вспомните романы Кристи, где миссис Марпл рассказывает о том, как она это сделала.
   6. После всего этого возможен эпилог. Он не обязателен, но вполне имеет место быть, чтобы коротко подвести итого или рассказать о том, что сталось с героями дальше, спустя какое-то время после событий развязки. Это придает тексту завершенность и читатель понимает: история закончена.
   Еще раз скажу, это самая несложная схема из всех имеющихся. Мы ни слова не сказали о флешбеках, которые могу встречаться к тексте, о трудных ситуациях, которые автор должен «подкидывать» герою, о необходимых поворотах сюжета. Если вы загляните в библиотеку нашей Академии, вы найдете там много хороших статей, которые помогут вам в сюжетостроении. Почитайте Фрея, Митту и Вотса – это очень хорошие пособия.
   А пока проверьте свои тексты по простой схеме: завязка (конфликт обозначается), кульминация (конфликт достигает апогея), развязка (разрешение конфликта).
   Определив эти три пункта можно заметить перекосы в композиции.
   Теперь пару слов о такой важной вещи, как второстепенный сюжет.
   Обычно, параллельно главному сюжету идет какая-то дополнительная линия, которая развивается параллельно главной истории; это группа маленьких сюжетов или сцен, или единый побочный сюжет, но он играет очень важную роль: он создает уникальную атмосферу текста и регулирует темп повествования. Так, в романе «Вечный Странник» побочным сюжетом является жизнь редакции и рекламного отдела, где происходят самые разные смешные события: без этой сюжетной ветки текст был бы одноплановым.
   На Альдебаране можно скачать замечательный роман Нины Федоровой «Семья». Это прекрасный образец того, как автор, параллельно основному сюжету, рассказу о жизни русской дворянской семьи в Харбине, ведет множество небольших сюжетов, которые вплетаются общую картину и, таким образом, получается текст, настолько убедительный и яркий, что, читая, не сомневаешься ни в едином слове автора. Побочные истории дополняют главный сюжет и обратите внимание: у каждой истории есть завязка, кульминация и развязка, ни одна второстепенная история не забыта, все закончены. Если вы прочитаете роман - а читается он легко - обращая внимания на эти истории, то без труда поймете, что такое второстепенный сюжет и как с ним управляться.
   На побочный сюжет тоже неплохо бы написать план-поэпизодник, хотя, может быть, не такой подробный, как на основной текст.

0


Вы здесь » Домик для Луи » Советы начинающим » Сюжет


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно