Домик для Луи

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Домик для Луи » Советы начинающим » Техническая сторона историй


Техническая сторона историй

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Очень понятная, а главное точная статья.

Как написать идеальную сцену в романе
Автор: Рэнди Ингермансон
Перевод: Эльвира Барякина

   Пытаетесь написать сцену, а она «не звучит»? В этой статье я расскажу вам, как решить эту проблему.
   Возможно, вы думаете, что создание совершенной во всех отношения сцены невозможно. В конце концов, никто не может писать так, чтобы идеальным было каждое слово, каждая мысль, каждое предложение и каждый абзац. Да и что значит слово «идеальный»?
   Если честно, то у меня нет однозначного ответа. Каждый понимает совершенство по-своему, и стиль — это дело вкуса. Но вы можете написать идеально структурированную сцену. И она будет звучать намного лучше неструктурированной.
   Я собираюсь позаимствовать кое-что из книги Дуайта Суэйна «Приемы издающегося писателя». Это одна из лучших работа о том, как писать художественную литературу. Если у вас нет этой книги — тем хуже для вас.
   Для начала мы должны понять, что мы берем за точку отсчета. Откуда мы знаем, что такое совершенство? Ответ кроется в мотивации вашего читателя. Читатель покупает ваш роман потому, что вы обеспечиваете ему мощный заряд эмоций. Если вы пишете дамский роман, вы должны создавать у читательницы иллюзию, что она сама влюбилась. Если вы пишете триллер, читатель должен себя чувствовать так, будто он сам подвергается смертельной опасности и у него есть один шанс на миллион на спасение себя (или человечества). Если вы пишете фентази, пусть ваш читатель поверит, что он находится в другом мире, где все устроено по-другому и где есть место чудесам и магии. И т.д. и т.п.
   Если вам не удается пробудить подобные чувства, можете считать всю задумку неудачной. Если удалось — вы на коне. Идеалом в художественной литературе можно считать книгу, которая наиболее эффективно вызывает в читателе требуемые эмоции.
   Схемы построения сцены бывают двух видов: общая и детальная.
   Общая схема очень проста. У вас есть всего два варианта: Дуайт Суэйн называет их «Причина» и «Следствие».
   «Причина» состоит из следующих частей:
     - Цель
     - Конфликт
     - Катастрофа.

   «Следствие» состоит из:
     - Реакции
     - Дилемы
     - Решения
   Возможно, вы думаете, что пободное структурирование — это большое упрощение и что это низводит работу автора до писания по шаблону. Ничего подобного. Это низводит художественную литературу до двух схем, результативность которых доказали тысячи писателей. 
   Как было выше сказано, «Причина» состоит из трех частей: Цели, Конфликта и Катастрофы, каждая из которых в высшей степени важна. Возьмем героя, от чьего лица ведется повествование. Ваша задача — показать его так, чтобы читатель мог почувстсвовать себя на месте данного персонажа.
   Цель: Цель — это то, что ваш герой хочет получить в начале сцены. Причина, почему у вашего персонажа должна быть цель состоит в том, что именно цель заставляет его совершать какие-либо действия.
   Конфликт: Конфликт это препятствия, с которыми сталкивается ваш герой на пути к цели. В книге обязательно должны быть конфликты. Если персонаж достигает желаемого без конфликта, читатель начинает скучать.
   Катастрофа: Катастрофа — это невозможность героя достичь цели. Не давайте ему добиться победы! Победа — это скучища! Если «Причина» оканчивается победой, у читателя нет повода для того, чтобы читать дальше. Пусть случится что-то ужасное. Пусть ваш герой повиснет над пропостью. Заставьте читателя перевернуть страницу, чтобы узнать, что будет дальше.
 
   Теперь рассмотрим «Следствие».
   «Следствие» состоит из трех частей: Реакция, Дилема и Решение. Опять же, каждый из этимх пунктов крайне важен для написания удачного «Следствия». Уберите что-нибудь одно, и оно не будет работать. Важное замечание: «Следствие» всегда должно идти за «Причиной». «Причина» заканчивается катастрофой и вы не можете сразу же начать еще одну «Причину», которая начинается с Цели. Почему? Потому что если вы только что пострадали от серьезной неудачи, вы не можете просто так подняться и взяться за что-то другое. Вам нужно прийти в себя. Это основы психологии.
   Реакция: Реакция — это эмоциональное следствие Катастрофы. Когда случается что-то ужасное, вы находитесь в некотором замешательстве. Вы не можете ничего с этим поделать. Так что покажите, что ваш герой достоверно реагирует на Катастрофу. Ему больно. Дайте читателю шанс пострадать вместе с героем. Возможно, вам потребуется показать, что прошло какое-то время. Это не время для дейстяия, это время для обдумывания ситуации. Время для рыданий. При этом вы не можете страдать вечно. В настоящей жизни если человек слишком увлекается горем, он теряет друзей. В художественной литературе такой герой потеряет читателей.
   В итоге вашему герою нужно за что-то ухватиться: найти точку опоры и рассмотреть варианты решения. И проблема заключается в том, что у него нет этих вариантов.
   Дилема: Дилема — это ситуация, в которой нет приемлемых вариантов. Если ваша Катастрофа — настоящая, у героя нет шанса на приятный исход из ситуации. Героя должен столкнуться с настоящей дилемой. Позвольте герою проработать различные варианты. Это даст читателю причину для беспокойства — и это хорошо. Он начнет гадать, что же будет дальше.
   Решение: Решение — это выбор меньшего из зол. Это важно, так как решение заставляет героя вновь действовать. Люди, которые никогда не принимают решений, скучны — никто не захочет читать о подобном герое. Так что заставляйте своего персонажа решать и пусть это будет лучшее из решений, такое, какое читатель сможет уважать. Сделайте это и читатель будет должен переворачивать страницу за страницей, потому что теперь у вашего героя появится новая Цель.
   Теперь вы попали в исходную точку. Вы начали с «Причины», перешли к «Следствию», а затем к новой Цели новой «Причины». И так будет продолжаться до тех пор, пока вы не завершите повествование и не дадите герою либо Полную Победу, либо Полное Поражение. Смена «Причин» и «Следствий» будет вести читателя и он не сможет оторваться от нее. Вот это и есть идеал.
   Однако это только половина дела. Я рассказал вам, как сконструировать «Причину» и «Следствие» в общих чертах. Но вам еще нужно прописать каждый абзац, во время которых герой плавно перейдет от первоначальной Цели к жуткому Конфликту, затем — к разрушительной Катастрофе, потом — к внутренней Реакции, следом — к ужасной Дилеме и, наконец, к хитроумному Решению.
   Как же это сделать? Для этого следует рассмотреть Детальную Схему построения сцены.
   Ответ кроется в том, что Дуайт Суэйн называет «Мотивационно-реакционными элементами» (для краткости МРЭ). Писать МРЭ нелегко. Но я сделал вывод, что это самая лучшая технология для повышения качества художественного произведения. Мне доводилось тренировать несколько писателей и основной проблемой для них было написание правильных МРЭ. Решение, которое я им предложил было следующим: они должны были тщательно проработать несколько глав так, чтобы каждая из них была цепочкой идеальных МРЭ. После нескольких глав техника давалась им все легче и легче. Затем я потребовал, чтобы они полностью переписали свои романы в этом порядке. Это ужасно тяжелая работа, но те, кто выжил после «Школы молодого бойца», превратился в писателя совсем иного порядка.
   Правильно выстроенные МРЭ — это волшебный ключ к написанию неотразимой художественной литературы. Можете верить, можете нет. Попробуйте и увидете сами.
   Для начала нам потребуется углубиться в теорию.
   Вы будете писать свои МРЭ, сменяя то, что ваш герой видит (Мотивация), на то, что он делает (Реакция). Это очень важно.
   Мотивация — это внешняя, объективная причина действия героя, что-то такое, что ваш герой может видеть (слышать, обонять или чувствовать).
   Вот простой пример: «Тигр соскочил с дерева и бросился на Джека».
   Отмечаем главные события: они объективны. Мы представляем Мотивацию так, как будто она снимается на видеокамеру. Ничто не показывает, что мы смотрим на сцену с точки зрения Джека.
   Реакция имеет внутреннее и субъективное начало и вы представляете ее в том виде, как видит события ваш герой — изнутри. Реакция никогда не должна идти в одном абзаце с Мотивацией — иначе вы рискуете запутать читателя, а читатели этого очень не любят.
   Реакция всегда более сложна, чем Мотивация. Когда вы видите тигра, в первые доли секунды вы можете испытать только одно чувство — страх (пока у вас есть время только на рефлекс). Но вскоре вы уже будете способны реагировать разумно: что-то сделать, о чем-то подумать, что-то сказать. Вы должны предствить перечень реакций вашего героя именно в этом порядке, иначе вы уничтожите иллюзию реальности.
   Продолжаем пример: «Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. «Сдохни, скотина!»
   Теперь давайте проанализируем. Примечаем все три части Реакции:
   Чувство: «Волна адреналина прошла по телу Джека». Чувства прописываются в первую очередь, потому что они возникают почти мгновенно.
   Рефлекс: «Он вскинул ружье...» Это происходит во вторую очередь как результат страха. Инстинктивный результат, который не требует обдумывания.
   Рациональное действие и речь: «... прицелился и нажан на курок. «Сдохни, скотина!» Это происходит в самую последнюю очередь, после того, как у Джека появляется время, чтобы обдумать свои действия. Он нажимает на курок — рациональный ответ на опасность. Он говорит — выражение его внутренних переживаний.
   Из Реакции можно вычеркнуть одну или две части. Однако существует важное правило: какие бы части вы ни сохранили, они должны идти в правильном порядке. Если это Чувство, оно должно идти вначале. Если это Рефлекс, он никогда не должен идти впереди Чувства. Если это Рациональное Действие, оно всегда должно идти последним.
   После Реакции идет другая Мотивация. Нельзя написать одну МРЭ и вздохнуть с облегчением. Вы должны написать еще, еще и еще. Реакция, которую вы только что описали, приведет к новой Мотивации, которая опять будет внешней и объективной, и которую вы опишете в отдельном абзаце.
   Продолжаем начатый пример: «Пуля задела левое плечо тигра. Кровь хлынула из раны. Тигр пошатнулся, взревел и вновь прыгнул на Джека».
   Пишите каждую «Причину» и «Следствие» как череду МРЭ. Все, что не выглядит как МРЭ, следует вычеркнуть. Нельзя оставлять ни одно предложение, которое не несет в себе нужной информации.
   Вероятно, вы думаете, что никто не сможет писать, следуя этим правилам. Вы попробавали и теперь сидите перед компьютером, боясь пошевелиться лишний раз, чтобы не нарушить ПРАВИЛО. Ну что ж, случилось то, что называется «писательской блокировкой». В этом случае позвольте мне раскрыть последний секрет написания идеальной сцены.
   Забудьте все правила. Напишите главу в обычной манере. Чувствуете себя лучше? Творческий процесс — это создание истории из ничего. Это тяжелая работа, это интересно, это никак не структурировано. Поступайте так и не сожалейте о правилах.
   После того, как вы закончите с творчеством, отложите главу на некоторое время. Позже вы отредактируете ее, но сейчас еще не время. Сделайте что-то еще. Сходите в боулинг. Проведите время с теми надоедами, которые живут в вашей квартире (вы все еще помните их в лицо?). Сделайте что-то, что не относится к Написанию Книги.
   Позже, когда вы будете готовы к анализу написанного, вернитесь за компьютер. Соберитесь с духом. Редактура — это процесс, противоположный Творчеству, и это всегда деструктивное действие.
   Проанализируйте текст, который вы только что написали. Что это «Причина» или «Следствие»? Или ни то и не другое? Если это «Причина», проверьте, есть ли в ней Цель, Конфликт и Катастрофа. Обозначте каждую из них в отдельно взятом предложении. Аналогично, если это «Следствие», то обозначте Реакцию, Дилему и Решение. Если вы не можете отнести текст ни к «Причине», ни к «Следствию», выкидывайте эту графомань. Возможно, потом вы придумаете как ее использовать в качестве соннета, лимерика или технической инструкции, но этот кусок текста не является художественной литературой, и на свете не существует способа сделать его таковой.
   Теперь, когда вы знаете, что вы написали — «Причину» или «Следствие», перепишите ее МРЭ за МРЭ. Следите, чтобы каждая Мотивация была отделена от Реакции.
   Проанализируйте каждую Мотивацию и удостоверьтесь, что все они объективны и имеют внешние причины. Забудьте о милосердии. Нельзя испытывать жалость к тому, что отравляет ваше произведение. Убейте все лишнее или оно убьет вас.
   Теперь удостоверьтесь, что каждая Реакция является субьективной и имеет внутренние причины, которые кроются в сердце героя. Проследите, чтобы все они шли в правильном порядке.
После того, как вы закончите, займитесь редактурой стиля, грамматики, пунктуации и всего остального.

   Поздравляю, вы написали идеальную сцену. Теперь делайте все то же самое снова и снова, пока не закончите книгу.

0

2

На самом деле - не все так страшно. Через какое-то время оно вобьется в подкорку и жить станет куда проще... Персонажам в том числе)

0

3

Отлично, вот только автору зачастую весьма тяжко понять, какие эмоции вызывает его произведение, ибо он то, автор, эти эмоции все равно переживает, чтобы написать.А проверять... уже на других людях? На читателях? Или издать книгу и потом понять, что эмоции, вкладываемые, абсолютно не те получились... Вот это проблема для меня.

0

4

Проверять на бетах, гаммах и прочем покладистом (или не очень покладистом) народе.
Мда... Догонять, ловить и проверять)) :P

0

5

Вот сижу и думаю - статейку по диалогам выкладывать отдельной темой, или она и сюда неплохо впишется?

0

6

  «Редактируем текст»
Эльвира Барякина
   Очень часто автор перечитывает рукопись и понимает, что с ней что-то не так. Нужно вырезать или переделывать целые куски. Но какие?
    Сцена провисает, если:
- Герои слишком много говорят друг с другом, и при этом в сцене нет очевидного конфликта.
- Сцена выглядит как декорация к другой сцене.
- Непонятно, в чем заключается мотивация героя в сцене. Чего он хочет добиться в данный момент?
- Автор слишком углубляется в анализ поведения героя, что серьезно вредит динамике повествования.
- Автор совсем не анализирует поведение героя.
- Центральный конфликт между героями либо высосан из пальца, либо недостаточно силен, чтобы заинтересовать читателя.
- Внутренний конфликт героя слишком слаб. Герой кажется пресным.
   Джеймс Скотт Бэлл в статье "Strengthen Your Scenes With 5 Easy Steps" (Writer's Digest -- March-April 2009) советует "лечить" слабые рукописи по следующей методе:
   Составьте список из 10 наименее удачных сцен в романе. Проранжируйте их от худшей к лучшей. Самую худшую сцену просто удалите.
   Перечитайте следующую сцену. Ответьте на вопросы:
- Кто является фокальным персонажем в данной сцене?
- Чего он хочет добиться (не вообще, а именно в данный момент)? Если у него нет цели -- придумайте ее. Или удалите сцену.
- Что мешает герою добиться поставленной цели? (другой персонаж? сам герой? внешние обстоятельства?)
- К какому результату приходит герой в конце сцены? Он добивается поставленной цели? Лучше, чтобы не добивался. Почему?      Потому что художественная литература -- это игра в напряжение. Неразрешенные проблемы героя -- это и есть напряжение: то, что заставляет людей читать дальше.
   Переделайте сцену и повторите все то же самое с оставшимися 8 неудачными эпизодами.
   Следующий этап редактуры -- технический.
   Ниже приведены два отрывка: вариант "до" был написан автором, явно незнакомым с писательской техникой; в варианте "после" проведена работа над ошибками.
   Обратим внимание на особо неудачные места первого варианта:
- много лишних слов, без которых можно обойтись: «все», «свой» и т.п.;
- часто нарушается мелодика текста;
- стиль меняется без особой нужды: то это нейтральное повествование, то современный слэнг;
- лишняя атрибуция в диалогах;
- затянутость — дается информация, которая не требуется для развития сюжета;
- ничего не сказано о внешности и манере поведения героя, у нас нет перед глазами «картинки».
   Вариант «до»
   Поезд недвижимо (корявое слово, нарушается мелодика текста) пекся на солнышке (уменьшительно-ласкательное слово) вот уже вторые сутки. Неведомая станция, дома, ребятишки... Скучая, Клим Рогов смотрел на покосившиеся заборы. (Непонятно, Клим выглядывает из окна вагона или стоит на перроне?) Кто бы мог подумать, что его поездка из Владивостока до Нижнего Новгорода затянется на целых два месяца!
   Забастовки железнодорожников — тупые и грабительские (лишнее, вставлено ради «красного словца») — остановили все движение в стране. Пассажиры поезда, среди которых были весьма важные персоны из Петрограда (в этой части предложения четыре слова на букву «п» — нарушается мелодика), что только ни делали: и просили, и умоляли (тавтология), и даже грозились отдать путейцев под трибунал, если состав не пропустят. Но все было бесполезно: станционные смотрители глядели в глаза и равнодушно врали, что нет угля, нет машинистов, нет черта лысого... И чихать они хотели на военный трибунал.
   Спасаясь от жары, Клим раскрыл окошко своего купе. Земляничный дух, сосны... Две девки в белых платках стояли у забора и сосредоточенно разглядывали агитационный плакат.
— Маньк, гля, что тут намалевано! — изумлялась одна. — (атрибуция в данном случае вообще не нужна) Бабы германского авиятора поймали и тащут!
— Да нешто они с ним справятся? — фыркнула Манька, сплевывая в сторону семечки. — Он же мужик!
Ее подруга на секунду задумалась.
— Должно, он легкий совсем, без внутренностей потому что. Иначе как он тебе по воздуху-то полетит?
— Что, от рождения без внутренностей?! — насмешливо спросила Манька.
— Зачем же от рождения? Он потрошеный.
— Так ведь он умрет!
— По науке щас можно и потрошеному жить. Прогресс, понимаешь ли! (Диалог затянут, можно написать короче).
   Едва не рассмеявшись вслух (не стоит намекать читателю, что эта сцена должна быть забавной), Клим отодвинулся вглубь купе.
Он не был в России пятнадцать лет, и за это время страна успела неузнаваемо измениться (коряво).
Мировая война парализовала ее. Сначала был подъем патриотизма: разобьем немцев и австрияков в пух и прах, завоюем для будущих поколений Босфор и Дарданеллы, защитим братьев-славян! (нарушение точки зрения персонажа. Если герой давно не был в России, то откуда он знает о настроениях в начале войны?) Но враги почему-то не желали разбиваться (неудачная смена стиля). Наоборот, чем дальше шли бои, тем яснее вырисовывалась картина: победить в этой войне нет никакой возможности. Не хватало денег, ресурсов и, главное, желания (корявости + канцеляризмы). Война велась как бы ни за что. Кому сдались эти Дарданеллы и братья-славяне?
   Потом случилась (коряво) Февральская революция. Рабочие вышли на демонстрации, царь был свергнут, и в стране вместо одной власти стало две: Временное правительство и большевистские Советы. Обе власти бесконечно враждовали, обзывали (просторечие) друг друга контрой и отменяли декреты друг друга (два раза подряд «друг друга»). Кто кому должен подчиняться, кто чужой, а кто свой — народ не мог разобрать ни с пол-литрой, ни без. (совремезный вульгаризм: в исторических романах недопустимо использовать фразы из «не той» эпохи)

* * *
   Обращаем внимание на то, что многие предложения в варианте «после» сокращены. Выдержена мелодика текста — если его прочитать вслух, ничто не режет ухо.
Вычеркнуты лишние слова.
   Соблюдены правила точки зрения — мы смотрим на происходящее глазами героя.
   Соблюден единый стиль повествования.
   Дается некоторое представление о внешности, ценностях и поведении героя. Это особо важный момент — в первых абзацах показать персонаж как личность.

Вариант «после»
   Поезд томился на солнцепеке — не было паровоза. Неведомая станция, избы, ребятишки. Скучая, Клим Рогов открыл окно купе и посмотрелся в лужу на перроне. Вид помятый, но бравый: обросшая стрижка, белый костюм — если сбрить щетину, можно сойти за приличного человека.
Два месяца вагонной жизни давали о себе знать. Поначалу Клима обслуживал мальчик Петя, нанятый во Владивостоке: грел воду, стелил постель. Но после кражи кальсон «Империал» Петю пришлось рассчитать. Теперь Клим никого не подпускал к своим вещам: даже стирал сам — в супнице с пастушками.
   Забастовки парализовали движение в стране. Пассажиры, среди которых были весьма солидные люди, грозились отдать путейцев под трибунал, но ничто не помогало. Станционное начальство равнодушно врало, что нет угля, нет машинистов... И чихало оно на трибуналы.
   У забора девки рассматривали агитационный плакат.
— Маньк, гля, баба херманского авиятора поймала и тащит! И как она его подняла? Он же мужик!
— Авияторы все легонькие: без внутренностей потому что — иначе по воздуху не полететь.
— Что ж он, от рождения потрошеный?
— Зачем от рождения? По науке можно и потрошеному жить.
   Клим не был в России пятнадцать лет. Война изуродовала ее до неузнаваемости. Соседи по вагону рассказывали: сначала патриотизм бил фонтаном — разобьем немцев в пух и прах, завоюем Босфор и Дарданеллы... Три года бойни — гробы, кресты... Кому сдались эти Дарданеллы?
   В феврале царь был свергнут и вместо одной власти стало две — Временное правительство и большевистские Советы. Декреты множились; на вокзалах перестали выносить урны.

0


Вы здесь » Домик для Луи » Советы начинающим » Техническая сторона историй


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно